Цифровая трансформация

Осознанное и скоординированное движение из мира материального в мир нулей и единиц. А ещё это следующий виток эволюции после автоматизации.

Когда как автоматизация требует замены ручного труда машиной, цифровизация заходит дальше — переносит сам бизнес в цифровое пространство. При этом цифровизация не является какой-то новой альтернативой автоматизации, а вбирает в себя этот процесс, делая всеобъемлющим.

Для бизнеса такой перенос означает, что для доставки ценности теперь будут применяться цифровые среды без посредников. Традиционные, “физические” точки присутствия — магазины,  отделения, теряют своё значение. Соприкосновение с материальным миром остаётся, но происходит заметно реже и там, где без него не обойтись.

При этом уровень цифровизации, которого можно достичь на предприятиях различных отраслей, тоже разный. В финтехе можно добиться практически полного. А вот, скажем, в розничной торговле уйти в сеть окончательно в обозримом будущем вряд ли получится.

Ясно, что переход от традиционной модели бизнеса к цифровой требует не только внедрения новых технологий, но и переосмысления того, как вообще зарабатывать деньги. Старые заботы теряют актуальность, появляются новые. Соответственно, успех цифровой трансформации зависит от:

  • Глубины текущей автоматизации
  • Степени “оцифровки” активов предприятия
  • Готовности бизнеса жить и работать по-новому
  • Участия данных в принятии управленческих решений
  • Скорости внедрения изменений и инноваций

Нетрудно заметить, что большинство этих факторов имеет прямое отношение к архитектуре предприятия. Так, глубина автоматизации лежит на пересечении бизнес- и прикладной архитектур. На способ принятия управленческих решений серьёзно влияет архитектура данных, а оперативность внедрения пронизывает все аспекты.

Время и усилия, которые нужно вложить в кампанию по цифровизации, очевидно, зависят не только от страстного желания и стремительности броска, но и от расстояния между стартом и финишем.

Поэтому мы считаем, что цифровая трансформация — это важнейший повод для анализа архитектуры как способа определения точки старта. А значит и дистанции, которое потребуется пробежать.